четверг, 29 августа 2013 г.

* И другие классики педагогики

Я хочу напомнить об Эрдниеве Пюрвя Мучкаевиче


 Родился 15.10.1921 г., урочище Хуцун Толга, ныне на территории Красносельского района Калмыкии), педагог, математик-методист, академик Российской академии образования (1993 г.; академик Академии педагогических наук СССР с 1989 г.), доктор педагогических наук (1973 г.), профессор (1972 г.). Заслуженный деятель науки РСФСР (1981 г.). На педагогической работе с 1939 г. Участник Великой Отечественной войны. Окончил Барнаульский педагогический институт (1949 г.), работал учителем в Алтайском крае. После отмены спецпоселения калмыков (1957 г.) преподавал в Ставропольском педагогическом институте. С 1964 г. заведующий кафедрой в Калмыцком педагогическом институте (ныне Калмыцкий государственный университет) в Элисте.
В 50-70-х гг. на материале школьной математики разработал систему укрупнения дидактических единиц (УДЕ) как технологию изучения взаимосвязанных понятий (уравнения и неравенства; обыкновенные и десятичные дроби; пропорции и проценты; координаты и векторы), в традиционных учебных курсах попадающих в отдаленные разделы. Психологическим обоснованием УДЕ стали идеи контрастных раздражителей (И. П. Павлов), "обратной афферентации" в циклически замкнутых мыслительных процессах (П. К. Анохин), а также идея роли прототипа в умозаключении по аналогии (И. Пригожий). Технология УДЕ предполагает также изучение взаимообратных действий, задач, функций и т. п., обращение упражнений, матричные задания и т. п. Переход от традиционных схем к УДЕ позволяет рационально интенсифицировать учебный процесс, повысить у учащихся качество владения осваиваемым материалом. Они приобретают знания и навыки, важные для целостного восприятия учебного предмета и многих явлений действительности. Эрдниев составил учебники по математике для 1-6-х классов (1973-1989 гг.); их апробирование в школах (1977-1980 гг.) дало основание автору поставить вопрос о расширении сферы использования УДЕ в преподавании предметов школьного курса (учебники разрабатываются) и в подготовке педагогов. Составил "Книгу для чтения по математике" для 1-го класса (на русском и калмыцком языках). В 1992 г. в Калмыкии учреждена Государственная премия им. П. Эрдниева

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. —М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 624
Метод УДЕ очень выручает учителя при изучении нового материала. Объяснение теории по методу УДЕ дает возможность больше времени уделить отработке практических навыков по теме. Все познается в сравнении: уравнения и неравенства, арифметическая и геометрическая прогрессия...С удовольствием дети находят подобие и отличия в алгоритмах использования математических понятий. Выполняя задания, дети проговаривают про себя или вслух положения теории, т. е. учатся мыслить, что чрезвычайно важно. Ведь это задача математического образования: научить мыслить логически.





Комментариев нет:

Отправить комментарий